Кострома - волжский город с многовековой историей и самобытными художественными традициями. Для развития искусства Костромы большое значение имело покровительство бояр Годуновых. Существует предположение, что Годуновы организовали здесь иконописную мастерскую, положившую начало формированию местных художественных традиции . Творения костромских зодчих, иконописцев, изографов, писателей занимают достойное место в российской культуре. Во второй половине XVII в. в Костроме работали талантливые художники-монументалисты - Гурий Никитин, Сила Савин, Василий Ильин - их имена входят в первую десятку живописцев, составлявших славу русского искусства

Кострома и пригородные ее села известны были в Московском государстве мастерами - ювелирами, создававшими украшения из золота и серебра. Старинное село Красное - известный ювелирный центр России. Годуновы построили здесь шатровую церковь, поддерживали и развивали уникальный ювелирный промысел. Красносельские ювелиры и сегодня работают в старинной технике скани. Здесь изготавливают броши, серьга, кулоны, бокалы и чарки, сказочные ладьи - ажурные и изящные, будто сотканные из тончайших металлических нитей. Многие из этих вещей являются гордостью музейных коллекций.

Научно-краеведческая работа в Костроме начинается с создания в 1889 году Губернской ученой архивной комиссии. Издавался сборник "Костромская старина", описи архивных фондов. Возглавлял комиссию видный существенный деятель, историк, ученый-археограф, первый костромской краевед Николай Николаевич Селифонтов (1835 - 1900). Комиссия подняла вопрос о необходимости постройки музейного здания в городе. Под строительство архивной комиссии был предоставлен небольшой земельный участок на ул. Павдавской (ныне пр. Мира). Губернский инженер Л. Треберт подготовил проект. Но планы строительства музея начали осуществляться лишь в 1904 г. Новый проект здания, составленный архитектором Николаем Николаевичем Горлицыным превосходил первоначальный и по размерам, и по архитектурным достоинствам. 11 июня 1909 г. началось строительство, Проект лично утверждал император Николай II. Присутствовал он и на открытии музея во время торжеств в честь 300-летнего юбилея Дома Романовых в мае 1913 г.

Произведений изобразительного искусства в Романовском музее было немного: иконы ХУЛ - XVHI вв., собрание гравюр, картины крепостных живописцев, произведения, переданные Академией художеств.

После Октябрьской революции 1917 г., музей был передан Костромскому научному обществу и стал Костромским областным музеем. Научное общество включило свою коллекцию в собрание музея.

В марте 1918 года, по инициативе АВ. Луначарского был образован Музейный отдел и Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Возглавил его И.Э. Грабарь. В эти годы национализировались сотни и сотни бывших помещичьих имений, часто содержавших огромные исторические богатства. Во время гражданской войны и иностранной интервенции, музейный отдел поставил задачу сохранить национальное художественное достояние. Из покинутых имений, усадеб и особняков произведения искусства стекались в Москву. Это было время формирования художественных коллекций провинциальных музеев и нового музейного созидания. В1918 году из отдела по охране памятников искусства Костромской областной музей получил работы И. Шишкина "Облачный день", К. Коровина "Венеция", Н. Клодта "Стог", С. Лобанова "После дождя". К 1920 году художественный отдел музея обладал ценной коллекцией и продолжал пополняться.

В этот год в Кострому в качестве уполномоченного по организации художественных мастерских и охране памятников искусства и старины направляется Николай Николаевич Купреянов (1894 -1933).

Потомственный дворянин, он часто приезжал к родственникам в с. Селищи, недалеко от Костромы. Н.Н. Купреянов окончил Тенишевское художественное училище и юридический факультет Петербургского университета. Его творческая деятельность продолжалась всего 15 лет, но художественное и литературное наследие обширно: более 120 гравюр и литографий, 1500 рисунков и акварелей, около 100 иллюстрированных и оформленных книг, журнальные рисунки, плакаты, книжные знаки и издательские марки.

О работе в Костроме он писал: "Я работал в Костромском Губполитпросвете, организовал художественную школу, делал плакаты для Губроста, работал в техникуме по внешкольному образованию, вел музейную работу, вел отдел художественной жизни в местной газете". (Купреянов Н.Н. Литературно-художественное наследие. М, "Искусство", 1973). По инициативе Н.Н. Купреянова в Костроме был открыт Музей живописной культуры. Однако просуществовал он недолго. В 1922 году экспонаты его передали в Государственный областной музей. Здесь были работы Н Крымова "Утро", П. Кончаловского "Дорога", И. Барта "Двойной автопортрет", О. Розановой "Пивная". А Шевченко "Пейзаж", Р. Фалька "Пейзаж Во дворе", Д. Штеренберга "Сыр", Н. Гончаровой "Каменная баба", рад произведений других художников.

В 1945 году художественный отдел Костромского областного музея преобразован в картинную галерею. Вдова историка-этнографа И.Рязановского в 1946 и в 1961 годах передала в галерею графические листы Н Купреянова, Б. Кустодиева, Г. Лукомского, Н. Рериха, А Головина.

Пополнением своей коллекции музей был обязан деятельности Н.П.Шлеина. Николай Павлович Шлеин (1873 - 1956) родился в Костроме. Воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Петербургской Академии художеств. Талантливый художник, преемник традиций русской реалистической школы передвижников. Учился у И. Прянишникова, В. Поленова, В. Серова и В. Маковского. После окончания Академии художеств, Шлеин возвращается в Кострому. В 1905 г. он открывает частную художественную студию. Занимается педагогической деятельностью, создает новые произведения. В 1910 г. Н.П. Шлеин едет за границу. На Капри он пишет портрет A.M. Горького, ставший затем очень известным в России.

Николай Павлович на протяжении нескольких лет добивался открытия в Костроме картинной галереи. При его непосредственном участии в 1918 году были приобретены произведения Д. Мартена, И. Шишкина, А Боголюбова, а в середине 1950-х гг. из его личного собрания живописи поступило 150 произведений, среди них полотна Г. Чернецова, В. Васнецова, И. Левитана, С. Жуковского, а также собственные работы художника

В 1967 году Костромской областной музей был преобразован. В бывшем Ипатьевском монастыре открылись экспозиции Костромского областного историко-архитектурного музея-заповедника. Костромской областной музей изобразительных искусств разместился в здании 6ывшего Романовского музея.

В 1960 -1980 годы коллекция пополнилась произведениями Ю.И. Пименова, P.P. Фалька, А.А. Лабаса, А.Н. Самохвалова и других замечательных художников. Этот период истории музея связан с именем Виктора Яковлевича Игнатьева, назначенного на пост директора областного музея в 1966 году. Вместе с искусствоведом А. Кильдышевым, В.Л. Игнатьев сумел привлечь внимание столичных искусствоведов к проблеме провинциального портрета XVIII века, открыв для широкой публики имя ранее неизвестного живописца Григория Островского. Благодаря его стараниям, мир узнал имя самобытного художника, поэта и мыслителя Е.В. Честнякова (1874 - 1961). Е.В. Честняков искал путь к культуре великой, без отрицания родной, крестьянской культуры.

В 1960 -1970 годы сотрудники музея проделали огромную работу по поиску, сохранению и реставрации памятников изобразительного искусства Из многочисленных экспедиций в отдаленные районы Костромской области привозили иконы, церковную утварь и деревянную скульптуру. Памятники реставрировали и изучали. Результатом этой работы стала экспозиция древнерусской живописи, открывшаяся в 1969 г.

В 1989 г. Костромской музей изобразительных искусств преобразован в художественный музей с филиалами в Костромской области, а в 1991 г. музею было передано соседнее здание Дворянского собрания - один из лучших городских памятников гражданской архитектуры кон. 18 - нач. 19 вв., построенное по проекту губернского архитектора М.М.Праве.

Ранее История костромского художественного музея | Позже Филиал Костромского государственного объединенного художественного музея в Красном-на-Волге

    Похожие записи
  • Произведения Е.В.Честнякова
    Ефим Васильевич Честняков (1874 - 1961) Родился, жил и умер в деревне Шаблово Кологривского района Костромской области. Самобытный крестьянский художник. Жанрист, портретист. График. Скульптор. Период активной творческой деятельности - первая четверть XX века. Открытие Е.В.Честнякова
  • Живопись и графика
    Фонд живописи насчитывает более 3000 единиц хранения. Коллекция произведений русского искусства 18 века дает возможность познакомиться с образцами портретного жанра начала века - "парсунными" портретами безвестных мастеров, поступивших в музей в 1920-е годы из родовых усадеб костромских
  • Костромской государственный объединенный художественный музей
    Кострома – один из древнейших русских городов Поволжья. В 2002 году нашему городу исполнилось 850 лет. Центр города, имеющий законченный художественный облик, сохранился практически без изменений до наших дней. Отстроен он был по регулярному плану в конце XVIII-начале XIX века и широко