Начальный облик древнерусского города во многом зависел от географических условий. Почти все города Северо-Восточной Руси сначала застраивались деревянными жилищами и святилищами , обносились земляными валами, на которых стояли бревенчатые стены и башни кремлей. С развитием продажи и усилением власти автохтонного князя принималось каменное построение соборов и крепостных стен. Таким было сооружение Москвы, Юрьева-Подольского, Переславля и вторых городов, образованных подобно Костроме в половине XVII столетия Юрием Долгоруким.

Кострома стала середкой местности, самой богатой лесом в Среднем Поволжье, и это назначило лицо города. Кострома рано кончилась быть серединой самостоятельного княжества и, следственно , на цельном протяжении средневекового периода русской истории оставалась провинциальным городом, не имевшим к тому же долгое пору стратегического и торгового смысла . Каменное сооружение в Костроме до самого конца XVII века было явлением необыкновенным . Даже жилища богатейших дворян и негоциантов и жилье матери венценосца Михаила Романова - Марфы, разыскивавший на территории городского кремля, были деревянными. плотно пожары выжигали весь город дотла. Город снова отстраивался из самого дешевого и удобного в Костромском кромке строительного материи - дерева, и новые пожары испепеляли эти постройки. Так продолжалось до самого гигантского пожара 1773 возрасты , после которого специальным указом Сената в Костроме водилось начато каменное строительство по утвержденному в восьмидесятых возрастах XVIII столетия генеральному плану застройки губернских городов. Однако строительство деревянных храмов на территории Костромского края и в самой Костроме тянулось до половины XIX столетия .

Некоторое игра о норове деревянных строений в Костроме дает короткая запись в книгах "корреспонденции и пределы а межевания" 1628-1630 возрастов , составленных подьячими Естафией Клюпановым и Иваном Злобиным. дальше дается отображение церквей костромского кремля: "храм Здвижения Честнаго Креста древяна шатровая безусловно другая храм с трапезою Введения Пресвятая Богородица древяна клецкая". Деревянные клетские и шатровые храму были древнейшей формой религиозных сооружений христианской Руси.

Ни одной античной постройки из дерева в самой Костроме не сохранилось, да представить внешность древних деревянных храмов города можно по памятникам деревянной архитектуры, сохранившимся на территории Костромской районе .

Лучшие из этих монументов с 1958 лета перевозятся в Кострому, в музей деревянного зодчества. В настоящее пора в ссудить музее можно увидеть ветряную мельницу, свайные бани и крестьянскую избу - логово Ершова, выстроенный в XIX веке, храм 1552 года из села возвышенность Галичского области и храм 1628 года из села избавил -Вежи. Также перевезены и собраны на территории музея-заповедника еще малость построек из дерева, среди которых особое интересна клетская церковь приняла XVIII столетия из зашла Фоминское Костромского района.

Самый старый, додумавшийся до наших дней монумент деревянного архитектуры Костромской районе - храм села пригорок . Церковь додумалась до нас в реорганизованном виде, трансформирования коснулись верхней, увенчивающей части дома , и частично его основы . Главная долю холмской храму - тяжелый низкий восьмерик, с западной сторонки к какому-либо примыкает прямоугольная в плане трапезная, огражденная с трояков сторон висячей галереей, а с восточеной стороны - пятигранный жертвенник . Над основным восьмериком дома поставлен другой , меньший по размерам, конченный "крестовой бочкой на хорошо лица", то есть двойками пересекающимися бочкообразными перекрытиями, в центре какой-никакой помещена луковичная главка на высоком высоком барабане. На коньках бочек поставлены хорошо главки сродной же конфигурации , но младшие по величинам . Главки восполнены осиновой чешуей - сошником . Венчающая долю здания явилась , очевидно, в XVIII столетии , и думая она изящна и мировой сама по себе, однако не отвечает основному объему здания, его суровым и монументальным конфигурациям . Богородицкая храм в селе Холм, дружно некоторым античным письменным родникам , была отгрохана в 1552 года . Существовало легенда , что строители этого классического здания, вызывавщего восхищение ограниченнее у современников, имелись похоронены в алтаре воздвигнутого ими святилища . Такого вознаграждали немногие, ибо даже захоронение у стен церковного дома сичиталось высокий почестью. повергнутый факт удостоверяет о значительном уважении публики средневековья к мастерам-строителям, сотворившим произведения настоящего искусства.

тащи установке храму села высоту на новоиспеченном месте выработана реставрация этого уникального монумента . Реставраторы выдернули позднюю тесовую обшивку дома , восстановили давние размеры окон, расширенных в XVIII-XIX веках, урегулировали , как в старину, вход в цепь с западной стороны, приодели безобразные каменные столбы, подпиравшие галерею. намереваясь покрытие храме в средние века водилось шатровым, реставраторы сохранили живущее завершение святилища в наружности пятиглавия на перекрещивающихся бочках, настолько как точных данных о пропорциях и размерах Богородицкой церкви отсутствует . Удалена металлическая обшивка маковок и бочковых сводов и сделано восполнение их сошником - любимым материалом восполнений подобных мелочей архитектурного постройки у классических зодчих. духовное убранство холмской церкви сохранилось. обставлены работы по реконструкции интерьера здания.

вторым уникальным монументом деревянной зодчества средневековой Руси является храм Спаса из села избавил -Вежи Костромского области , установленная теперь на территории Ипатьевского монастыря. (могильник и зашло Вежи значились в распоряжении Большого Дворца, то есть водились дворцовыми, относились царской семейства . Иван Грозный пожаловал их в имение московскому Чудову монастырю.) Спасская церковь закатилась Спас-Вежи, осуждая по писцовым книгам, отгрохана в 1628 возрасте . Это самая большая из сохранившихся до наших дней деревянных клетских церквей. азбуку храма собирает четверик с высокой резкой двускатной кровом , увенчанной главкой на мелком четверике, врезанном в половине конька кровли . С восточной стороны к основному объему здания прирублена пятигранная алтарная апсида, также крытая значительной двускатной кровом , а с западной сторонки - трапезная, двускатная кровля какой-либо равна по высоте крове алтаря. дом обнесено с западной, полуночной и полуденной стороны висячей галереей-нищевиком. До XX столетия церковь имела в западной части большую восьмигранную шатровую колокольню, большую с существенным массивом дома небольшой висячей галереей-переходом. Вход в святилище был с южной сторонки . Спасская храм стояла в низменной месту , которая во время половодья рек Костромы, Соти и Идоломши превращалась в озеро. отчего строители назначили здание храму и колокольни на значительных дубовых сваях. С созданием на Волге системы водохранилищ Спасская церковь села Вежи попадала в зону затопления. собственно с передвижкой этой храме на территорию Ипатьевского монастыря и рожала идея произведения в Костроме музея деревянной архитектур.

Ранее КОСТРОМА | Позже Ипатьевский монастырь

    Похожие записи
  • Цветочную книгу на набережной Костромы портят вандалы
    В Костроме, на набережной Волги появилась новая достопримечательность. Рядом с беседкой Островского установили 5-метровую книгу. Композиция из цветов и мраморной крошки посвящена истории нашего города. Однако творение флористов приходится реконструировать практически каждый